Как стать автором
Обновить

Портал в новое фермерство или агротех на цифре: опыт Россельхозбанка

Время на прочтение 22 мин
Количество просмотров 40K
Летом этого года мы в Россельхозбанке запустили платформу «Своё.Фермерство» с цифровыми сервисами для сельского хозяйства. Сервисы в основном бесплатные и ориентированы на то, чтобы за счёт технологий максимально облегчить жизнь небольшим фермерским хозяйствам. У платформы большой потенциал: об этом говорят и сами пользователи, и Gartner, включившая «Своё.Фермерство» в short-лист конкурса Gartner Eye on Innovation Awards в номинации «Финансовые сервисы — 2020».
Ниже — рассказ о том, что представляет собой платформа, как наши «полевые» исследования повлияли на реализацию, какие сервисы уже доступны и что на самом деле волнует современного фермера.

Есть ли технологиям место в фермерских хозяйствах

Россельхозбанк работает с фермерскими хозяйствами давно: мы изучаем их нужды и понимаем, как запустить цифровой сервис, чтобы аудитория действительно его опробовала. Наши сервисы должны легко разворачиваться, не требовать времени на обслуживание и приносить выгоду как можно быстрее.
Есть стереотип, что сельское хозяйство — это такая консервативная отрасль, куда цифровизация придёт ещё нескоро. Но это не так. В сельское хозяйство приходят смелые и талантливые специалисты, которые ищут, как перезапустить фермерский бизнес. В небольших хозяйствах эту роль часто выполняет молодое поколение — дети и внуки, которые живут со смартфонами в руках: общаются онлайн, прокладывают маршруты в навигаторах. Наряду с обученными специалистами, они также становятся инноваторами: устанавливают датчики и камеры, пробуют продажи в интернете, осваивают цифровые банковские сервисы, которые экономят старшим время. В итоге в секторе сельского хозяйства именно мелкое фермерство сейчас наиболее цифровизовано, несмотря на отсутствие ресурсов на полную трансформацию.
Понимая, что цифровизация — это масштабный проект, требующий системного подхода, мы в октябре прошлого года решили создать экосистему сервисов для небольших фермерских хозяйств. Мы много ездили по фермам, проводили интервью, разрабатывали концепцию. Фермеры рассказывали нам о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, а мы искали решения — за счёт собственных ресурсов или с помощью партнёров, у которых уже есть готовые сервисы. Концепцию платформы утвердили в октябре прошлого года, в ноябре начали разработку первых продуктов, и уже в апреле у нас был MVP.
С июля платформа находится в опытной эксплуатации: мы постепенно наполняем ее услугами, которыми уже могут воспользоваться фермеры. Основная масса пользователей — клиенты банка, но платформа открыта для всех фермерских хозяйств.
По сути, «Своё.Фермерство» — это «одно окно», где фермер может воспользоваться всеми представленными на платформе сервисами: и нашими, и партнёров.
К примеру, в партнёрстве с Connectome.ai мы оказываем услугу мониторинга рождения телят. Рождение — процесс не быстрый, может длиться и сутки, но безотлучно около коровы фермер сидеть не может: слишком много дел по хозяйству. Сервис берёт наблюдение на себя: анализирует видеоряд и в нужный момент присылает СМС-сообщение о том, что роды начались. Такое решение частной задачи помогает и хозяйство не оставлять, и животному помочь, когда потребуется (ведь не всегда есть доверенный, которому можно это дело поручить).
Ещё несколько сервисов мы предоставляем совместно с «ИнтТеррой» — компанией, которая специализируется на точном земледелии. Пока мы интегрировали в «одно окно» их справочник подбора семян, подробнее о котором расскажем далее.
Конечно, в век IoT мы не могли не развернуть у себя сервис контроля поголовья скота при помощи RFID-меток (разработчик — «АйТиПроект»), который помогает в приложении вести полный учёт стада.

«Своё.фермерство»: сервисы

Витрина фермерской продукции

«Своё.родное» — это интернет-площадка, где клиенты платформы могут реализовать свою продукцию.
Сбыт — одна из основных проблем фермерского хозяйства, причём сложнее даже не организовать доставку, а найти подходящего покупателя.
Проще всего сдать товар оптовику, но в этом случае стоимость продукции будет заниженной. В качестве альтернативы во многих регионах открываются временные или постоянные фермерские ярмарки. Но этот формат требует много времени и сил. Ведь нужно не просто привезти продукцию, но и заплатить за аренду места, пройти контроль, целый день стоять и торговать.
Часть фермеров пробует продажи онлайн. Свой интернет-магазин позволяет сэкономить на оплате труда продавца, сформировать сообщество вокруг своей фермы и активно общаться с покупателями. Однако ферм с собственными интернет-магазинами пока не так много. И проблема даже не в разработке, а в том, что к магазину необходимо привлекать покупателей, продумывая маркетинг и вкладываясь в него.
Маркетплейс «Своё.родное» снимает с фермеров задачу продвижения своего интернет-магазина и помогает реализовать товары на той территории, где поставщик готов организовать доставку. А покупателю сервис помогает найти интересующую его продукцию. Так мы соединяем две заинтересованные аудитории — фермера, которому необходимы каналы сбыта, и городских жителей, которые хотели бы покупать здоровые продукты, не переплачивая сетевикам. Помимо этого, покупатели могут лично посетить ферму, купив там молоко, мясо, овощи. Кроме того, через платформу фермеры могут развивать агротуризм, приглашая посетителей принять участие в экскурсиях, мастер-классах и гастротурах.
Для удобства конечных покупателей мы внедряем систему отзывов о продукции, а также модерируем фермерские хозяйства при регистрации. Готовим большую программу продвижения, чтобы привлечь покупателей на платформу. В планах — оказывать услуги логистики.
Для фермеров очень мало сервисов, которые могли бы облегчить жизнь, а не сделать её сложнее. Если действительно удастся набрать клиентскую базу и оборот, всё будет замечательно. Было бы здорово, если бы подключили свою доставку и эквайринг.
Михаил Молодцов
ферма Milkoza
Сейчас основная проблема производителя — донести свою продукцию до потребителя (даже производство на этом фоне не несёт столько сложностей). В Москве, например, сельхозрынки закрыли. Рынки выходного дня много продаж не дают, поэтому доставка — единственный вариант. И направление это очень перспективное. Сейчас мы тестируем сервис — заводим товары на платформе.

Как таковых аналогичных порталов много, и мы пытались с ними работать, но они не дали заметных продаж. «Россельхозбанк» крупный. Надеюсь, они будут вкладывать деньги в развитие платформы и у них это получится.
Илья Царёв
ферма «Царёво поле»
Мы только начали использовать этот сервис, зарегистрировались и исполнили некоторые заказы. Сейчас мы в основном реализуем продукцию через оптовиков и собственные розничные магазины. Хотим развивать заказы через доставку, но у нас пока нет своего интернет-магазина. Раз появилась платформа, наверное, мы собственный отдельный проект делать и не будем.

С «Россельхозбанком» работаем давно. Они определённо организуют продвижение, за счёт чего к нам придут клиенты. Да и доверие к банку выше, чем к некому стороннему сервису-агрегатору: мы знаем и сам банк, и тех, кто присутствует на этой платформе (как минимум, по фестивалям, которые устраивал «Россельхозбанк»). А ещё у нас есть агротуризм с начала лета до ранней осени. Надеемся, к нам будут приезжать люди.
Иван Чепенко
«Коломенская ягода»
Моя продукция — молоко — низкомаржинальная. Есть сложности, связанные со сроками хранения, заменой товара в торговых точках. Поэтому мне выгоднее работать с доставкой. Помимо других каналов сбыта, у нас есть интернет-магазин и своё приложение, через которое можно сделать заказ на доставку. Но сам по себе интернет-магазин работает слабо. Большей популярностью пользуются агрегаторы, где человек может заказать разные продукты: молоко у одного, зелень и овощи у другого. Поэтому платформа «Россельхозбанка» более перспективна. На данный момент у нас сформирован личный кабинет. Банк помог: сделал фотографии продукции, сейчас идёт размещение с описаниями. Как только всё будет готово, мы разошлём СМС своим клиентам. Я надеюсь, что новый канал продаж поможет нам вырасти.
Алексей Бурков
крестьянско-фермерское хозяйство Буркова

Выбор агрокультуры

Сервис подбора семян — это база с информацией по сортам растительных культур, помогающая подобрать наиболее подходящие семена для посева.
Многообразие сортов сельскохозяйственных культур помогает снизить риски неурожайности даже в самых сложных для растениеводства регионах. За десятилетия селекции в научных институтах выведены сорта с хорошей урожайностью практически под любой климат и тип почв. Но у фермеров нет единой базы, откуда можно было бы почерпнуть нужную информацию. Поэтому им приходится ориентироваться на опыт коллег или верить заявлениям производителей семян.
Чтобы помочь фермерам выбрать правильные сорта культур, в партнёрстве с «ИнтТеррой» мы запустили сервис по подбору семян. Фактически это база данных, где можно задать параметры хозяйства (регион, выращиваемую культуру) и получить рекомендации по наиболее подходящим сортам. В терминах бизнеса, это советы о том, как снизить риски и увеличить доходы с единицы площади земли.
Мы ещё тестируем сервис: по региону определяем типы почв и диапазоны температур воздуха для разных сезонов и на основе этого рекомендуем подходящие сорта семян. Но в будущем планируем сделать большую детализацию рекомендаций. Работаем также над тем, чтобы наладить связь с лабораториями, которые проводят анализы почвы: это позволит нам снабжать рекомендованные сорта советами о том, чем их удобрять.

Зоотехнологии

«Телеветеринар» — это сервис удалённых консультаций по вопросам ветеринарии.
Обычно фермы пользуются услугами государственных ветеринарных служб: штатный ветеринар для небольших хозяйств — позиция опциональная, да и затраты на них — равно как и на обслуживание в коммерческих ветклиниках — зачастую несоразмерны с бизнесом. Нагрузка же на госветслужбы большая, и часто бывает, что помощь необходима, а врачи приехать не могут. В таких ситуациях важен любой опыт, и фермеры обычно звонят родственникам, знакомым — тем, кто знает хоть что-нибудь.
Поэтому на нашей платформе появился сервис телеветеринарии, где поддержку фермерам оказывают профессиональные ветеринары, чей профиль — лечение сельскохозяйственных животных. Консультации доступны 24 часа в сутки. Пока мы запустили сервис телефонных консультаций и приложение, в которое можно загрузить фото для диагностики. Также мы собираем обратную связь от первых пользователей, чтобы улучшать и расширять услуги.
Разработчик сервиса — компания «ВетЭксперт». Но вообще это направление пока ещё слабо развито в России: есть сервисы телеветеринарии, консультирующие по домашним питомцам, ведь такие услуги востребованы у платёжеспособной аудитории из крупных городов. Коров у нас лечат не столь охотно, да и специалистов с соответствующим профилем мало.
В области ветеринарии у нас есть и свои разработки. Совместно с МФТИ и МВА имени К. И. Скрябина мы делаем чат-бот, который после тренировки с помощью методов машинного обучения будет отвечать на вопросы по ветеринарии и зоотехнике.

Кадровый вопрос

Сервис «Подбор персонала» — это база резюме профильных специалистов для фермеров и одновременно база вакансий по специальности для работников сельского хозяйства.
Когда мы проводили исследования перед запуском платформы, фермеры рассказывали, что не знают, где искать квалифицированный персонал и как сделать этот процесс дешевле. В интернете полно рекрутинговых сайтов, но все они слишком дороги для микро- и малого бизнеса. А доски объявлений, к сожалению, плохо модерируются: по размещённым на них резюме слишком сложно понять, что из себя представляет человек. Так что мы запустили свою площадку, где фермеры смогут находить релевантные резюме из сельскохозяйственной отрасли, выбирая из 2 тысяч профессий, выделенных в системе. Это как профильные специалисты — агрономы, ветеринары — так и бухгалтеры, юристы, ИТ-специалисты.
По своим возможностям площадка во многом напоминает кадровые порталы: фермер может оставить объявление о вакансии, получить данные подходящих специалистов, связаться с ними и пригласить на собеседование. Мы понимаем, что на селе многие хотели бы найти работу с жильём (возможно, с переездом), поэтому предусмотрели соответствующие фильтры в формах вакансий и резюме. Сервис разрабатывался нашей командой с нуля.
Чтобы наполнить базу резюме для фермеров, мы работаем с профильными вузами в разных городах, продвигая сервис среди студентов и выпускников. Также запустили работу со среднеспециальными учебными заведениями — таких в списке у нас около 180. И, конечно, привлекаем более опытных специалистов через социальные сети и другие источники в интернете.
Сервис пока активно наполняется и, чтобы привлечь соискателей, мы разместили у себя релевантные вакансии из базы Департамента занятости населения Минтруда РФ. Сейчас, в конце сезона, у нас порядка 4 тысяч вакансий из разных регионов России (во время пика доходило до 6 тысяч).

Конкурс Gartner Eye on Innovation Awards 2020

Честно говоря, мы гордимся тем, что наш проект дошёл до финала Gartner Eye on Innovation Awards. Наша платформа «Своё фермерство» — первая российская инновационная разработка такого масштаба для сельского хозяйства, которая в последние четыре года смогла преодолеть финальный рубеж. В финале нам предстоит встретиться с такими крупными поставщиками сервисов как Deutsche Bank, mBank из Польши, страховая группа Axa из Франции и другими. Эти компании имеют сильные ИТ-подразделения и опыт в развитии цифровых услуг.
Будем благодарны, если читатели Хабра поддержат проект с максимально прикладной направленностью и проголосуют за нас на сайте конкурса. Финал запланирован на 16 ноября 2020 года.
Будем рады ответить на все вопросы в комментариях, если вас заинтересовали технические детали «Своего фермерства».
*В иллюстрациях использованы фрагменты картин Винсента ван Гога (1853–1890).
Теги:
Хабы:
+31
Комментарии 19
Комментарии Комментарии 19