Как стать автором
Обновить

Будни сисадмина: что бесит больше всего

Время на прочтение 10 мин
Количество просмотров 64K
Неадекватные пользователи. Жадное руководство. Глюки старого железа. Жизнь системного администратора полна вызовов, унижений и волшебства. Эти героические люди выходят победителями из самых запущенных ситуаций. С чем именно они борятся? Как удается справляться? Лучше самих сисадминов про это никто не расскажет.

Нелюбовь пользователей
Да, простой пользователь пересекается с сисадмином только в случае локального факапа или глобальной катастрофы. Но это не значит, что на сисадмина надо смотреть, как на монстра из сетевых глубин.
Понятно, что когда что-то не работает, сложно контролировать эмоции: сроки горят, все пропало, впереди маячат умопомрачительные штрафы и карающий взгляд босса. Но надо держать себя в руках и доверять профессионалам. Потом, когда все будет починено и восстановлено, конечно, кто-то скажет «спасибо», а сисадмин поймет и простит...
Эта боль сильна, и для нее требуется двухэтапное лекарство. Во-первых, настройте процессы так, чтобы пользователи для начала обращались не к вам, а к техподдержке. Все вопросы — через хелпдеск с регистрацией заявки. Если техподдержка отсылает к вам пользователя с одной и той же проблемой несколько раз, сделайте подробную и понятную инструкцию, как решить вопрос.
Во-вторых, когда дошло до личного общения с пользователем, переходите на язык его профессии, исключайте технические термины. Если человек дошел до вас, значит, он действительно в беде: помогите ему «как себе», на совесть. И объясните, как больше не наступать на те же грабли.
При обновлении Microsoft Exchange Server с версии 2007 на 2013 примерно у пяти процентов пользователей возникли проблемы. Посыпались звонки: «Почта пропала!». Вызвали меня к одной начальнице. Та сразу перешла на крик, якобы я что-то сломал, а она теперь не может найти письмо. Я объяснил, что ни одно важное сообщение не потерялось и что теперь почта станет лучше, а размер почтового ящика — больше.

А сам смотрю, в чем дело. Оказывается, архив не переподцепился. Нашел я файл, указал его аутлуку. И говорю: «Теперь вам не придется так часто убирать письма в архив!» — она заулыбалась и поблагодарила. Когда я вернулся к себе, быстро написал инструкцию для техподдержки, что делать при подобных обращениях пользователей, и на этом все затихло.
Сергей, госкорпорация
Ты ж компьютерщик!
Сисадмин для многих — это айтишник на все руки, вот и дергают его по всяким несвойственным ему делам: как техподдержку, программиста, телефониста, сетевика, электрика, монтажника... дальше продолжите сами.
Кто способен ускорить «1С», починить компьютер, выбрать новый телефон, удалить вирус и предсказать, когда AI выгонит с работы бедного пользователя? Конечно, только он, сисадмин.
Бороться с вопросами не по делу можно несколькими способами. Первый — всех слать в техподдержку, пусть они отдуваются. Второй — озвучивать прейскурант на свои услуги. Третий — учитывать свою нагрузку, списывать рабочее время на непрофильные задачи, и пусть руководитель решает, готов ли он за это платить.
Если уж совсем достали, есть должностная инструкция. Она сможет защитить как минимум от необоснованного навешивания лишней работы.
Наконец, можно просто держать наготове контакты нескольких профессионалов. И переадресовывать обращения им. Ведь ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как хороший совет.
На инфраструктуру бюджета нет
Топ-менеджеры компаний не любят вкладывать деньги в новые серверы, сетевое оборудование и системное ПО. Перечисление фактов о критическом состоянии начальство воспринимает как малозначительное нытье админа с целью заполучить еще одну дорогую игрушку в свою песочницу. Средства находятся, только когда из строя выходит полка СХД.
IT требуют постоянного вложения средств, иначе начинает накапливаться техдолг. Чем дольше тянуть с модернизацией, тем выше становятся суммы на апгрейд, доходя до космических чисел. Как быстро они окупятся? Ответ на этот вопрос поставит крест на любой инициативе. Никогда. Ведь модернизация зачастую нужна, чтобы все просто работало.
Но именно старые низкопроизводительные серверы, сетевое оборудование с выгоревшими портами и ПО, которое несколько лет не обновляли — причины всех тех зависаний, ожиданий и потерь, из-за которых пользователи терроризируют техподдержку (и сисадмина).
Попытки достучаться до начальства не всегда срабатывают. Действительно, вырастет ли прибыль компании от покупки мощного сервера, прокладки оптоволокна, перехода на IP-телефонию? Не вырастет. Потому что деньги приносят не сами нововведения, а умение использовать их.
Информируйте руководство о новых возможностях, рассказывайте истории успеха в вашей отрасли, не забывайте говорить: «Вот если бы у нас было то и другое, мы бы тоже попробовали». Возможно, какая-нибудь из идей «выстрелит» и изменит мнение начальства.
Также регулярно напоминайте вышестоящим менеджерам о потенциальных рисках из-за отсутствия модернизации. Докладывайте по пунктам. Так они поймут, что проблемы неизбежны, и начнут шевелиться.
Твое железо, ты и тащи
Когда затевается переезд, сисадмин радикально меняет профессию. Он становится монтажником, грузчиком, даже уборщиком и сортировщиком мусора.
У переезда есть еще одна неприятная сторона. Когда отлаженную систему разбирают на части, а потом снова скручивают в непонятную конструкцию, только танцы с бубном и железные нервы системного администратора способны вернуть ее к жизни.
Бороться с этим сложно, так как переезд— всегда стресс. Но если спланировать, что и в каком порядке переносить, и запросить подмогу, есть шанс обойтись малыми потерями.
Развертывание инфраструктуры на новом месте — самая сисадминская задача. Проконтролируйте, чтобы при демонтаже все было пронумеровано и правильно упаковано. Так переезд пройдет без печальных последствий.
Если все в огне, сделай невозможное
Хорошая работа сисадмина снижает вероятность сбоев и минимизирует ущерб, но полностью уберечься от факапов невозможно. И когда они случаются, от сисадмина начинают требовать чудес. Ну невозможно за секунды восстановить рейд, реанимировать старую сгоревшую «циску» и привести в чувство упавший сервер. Крики, угрозы, падения в обморок и проникновенное заглядывание в глаза тут не помогут.
А еще сисадмина будут постоянно отрывать от дел, непрерывно звонить с жалобами. Придется каждому менеджеру персонально объяснить, что случилось и когда все починят. На самом деле никогда, если не дать человеку спокойно все поправить.
Лучшее профилактическое средство для таких ситуаций — бэкап. Настройте автоматическое создание архивных копий всего ценного. Заранее продумывайте возможные аварийные ситуации. Как сохранить сеть при выходе из строя старого свича или обрыве оптоволокна? Какие виртуалки получится безболезненно притушить, если один из серверов заупрямится? Эти виртуальные учения очень помогут в реальном бою.
Еще один важный момент при устранении сбоев: избегайте временных и обходных решений. Почти всегда находится костыль, который оперативно восстановит работоспособность системы. Если на этом успокоиться, проблема останется на месте и в скором времени снова проявит себя. Если уж лечить, то на совесть.
На случай чрезвычайных ситуаций у меня есть отлаженная схема. Я закрываюсь в серверной, подрубаю на телефоне белый список, куда входит только один телефон непосредственного начальника, и ставлю автоответ на почту. В итоге я тушу пожар намного быстрее, чем до того, как я опробовал эту схему.
Алексей, розничная компания
С чистого винта
Источник этой боли — братья по оружию, системные администраторы, не привыкшие документировать свои действия. Когда они уходят из компании, перед новым сотрудником открывается минное поле чужой системы. Доходит до того, что все приходится делать с нуля, потому что это проще, чем разобраться с «наследством».
Лечить боль нужно начиная с себя. Пользуйтесь Confluence (например), чтобы формировать базу знаний. Храните там информацию по адресам, паролям, почтам, настройкам серверов и утилит, а также всю документацию.
Во всех скриптах, которые вы пишете сами или просто разбираете и применяете в работе, оставляйте понятные комментарии. Они пригодятся не только следующему сисадмину, но и вам, когда через пару лет вдруг придется воспользоваться скриптом или что-то подправить.
Упал у нас как-то корпоративный телефонный справочник. Он автоматически импортировался из штаб-квартиры, я настроил его лет 5 назад. Помню, была инструкция по перезапуску где-то в почте, найти ее было нереально. К тому же я создавал тогда юзера для доступа к БД, пароль не помню. Звоню в «голову», там человек поменялся, вообще концов не найти.

Оставалась надежда: я тогда пытался вести базу знаний в Redmain, но потом забил. Залез туда, смотрю, есть запись. Логин с паролем, PDF приложена и заботливый комментарий «Не забудь, бро».
Виктор, машиностроительный холдинг
Бумажные тигры и камикадзе безопасности
О том, как портят жизнь сисадмина пользователи, которые игнорируют даже самые очевидные меры безопасности, ходят легенды. Но есть еще один тип людей, подливающих масла в огонь. Это так называемые бумажные безопасники, которые больше доверяют инструкциям и регламентам прошлого века, чем здравому смыслу. Они предлагают нововведения, которые в лучшем случае бесполезны, а в худшем снижают быстродействие, надежность и функциональность IT-инфраструктуры компании.
С человеческим фактором всегда трудно. Приходится не только защищать сеть от хакеров и происков конкурентов, но и следить за опасной активностью внутри. В компаниях, где не настроены строгие политики безопасности (бывает и такое, да), сотрудники сносят антивирусы, ставят пиратский софт и игры с торрентов. А если работают в закрытой сети, то подключаются к сети через сотовый LTE и организуют неконтролируемый доступ в интернет. И если сисадмин вовремя не заметит этого безобразия с помощью мониторинговых программ или не подстрахуется заранее, последствия придется ловить по всей корпоративной сети.
Решение этой проблемы — выбор правильных средств киберзащиты и строгая стратегия: никаких компромиссов!
После долгих уговоров нам наконец-то выделили бюджет на кибербезопасность. И тут я развернулся: взял решения для безопасности виртуальных и облачных сред, защиты и контроля рабочих мест, даже для встраиваемых систем. Все настроил, накатил по всем рабочим местам политики, и началась совсем другая жизнь.

Бонус за старания — лицухи со всех продуктов использовал для себя, активировал их в программе лояльности от вендора и получил неплохой мерч. Порадовало, что к оформлению подошли нестандартно, через игру.
Олег, крупное сервисное предприятие
Остаться нельзя уйти вовремя
У системного администратора не возникнет вопроса, где в этой фразе поставить запятую. Обычно он настолько завален работой, что даже не помнит, когда официально заканчивается рабочий день. Часто руководство считает сисадмина тунеядцем, начинающим шевелиться только тогда, когда все рухнет. И нагружает всем подряд, лишь бы тот не сидел сложа руки.
А когда тут сидеть? Нужно мониторить работоспособность систем, искать в логах причины глюков, оптимизировать работу сервисов, проводить профилактические работы. Опять же, помогать пользователям решать проблемы, которые оказались не по зубам техподдержке. А если что-то пошло не по плану, на работе вообще можно поселиться.
Лучшие лекарства от болезненного зависания на работе — планирование изменений, постоянный мониторинг состояния процессов и их автоматизация. Все, что повторяется, должно быть автоматизировано. Развертывание политик и приложений на компы должно идти без непосредственного участия сисадмина. Архивация и прочие серверные штучки должны проходить автоматически в нерабочее время.
Планирование снижает объем доработок и переделок в будущем. Если собираетесь ставить новую систему, заранее оцените, как в будущем изменится ее функциональность и масштабируемость. Потому что внедрение более мощной проги и перенос данных потребуют времени. Запустить абы что и абы как, а потом допиливать «по живому» — это стартаперские грабли, нормальные сисадмины так не работают.
Чтобы не было вопросов у руководства, учитывайте рабочее время, фиксируйте задачи и время, ушедшее на их решение. И иногда демонстрируйте эти записи начальнику.
Профессиональный застой
Сисадмин начинает работать с радужными надеждами. Столько неизведанного ждет впереди, столько оборудования доведется потрогать, столько важных решений предстоит принять. Но проходят годы, и впереди вырисовывается стеклянный потолок. Карьерная лестница оказывается очень короткой и заканчивается практически там же, где и начинается.
Хорошо настроенная инфраструктура дает достаточно свободного времени, чтобы занять его ерундой типа сериалов, манги или стримов Owerwatch. Если дополнить это пиццей и бутылками с колой, получится классическая карикатура на сисадмина.
Бороться с застоем можно только охотой за знаниями. Следить за новостями индустрии, сидеть на профессиональных сайтах, применять на практике каждую интересную находку — вот путь истинного сисадмина. Нужно для себя выбрать, что больше по душе: специализация или уход в менеджмент. И тогда уже целенаправленно поднимать свой скил.
Системному администратору сложно расти и влиять на что-то в компании, он всегда остается в роли обслуживающего персонала. Расти можно в двух направлениях. Первое — попытаться вырасти в CTO, стать топ-менеджером. Для этого придется погрузиться в особенности управления компании. Разобраться в бизнесе. Если хочется остаться профессионалом, есть второе направление — специализация.

Я сейчас набираюсь знаний в Linux для того, чтобы стать администратором SRE. Это штучные специалисты в матером энтерпрайзе с хорошей зарплатой.
Илья, торговый дом
«Сижу за решеткой в темнице сырой…»
Рабочее место сисадмина — это одна сплошная боль. В малых и средних компаниях ему выделяют место где-нибудь в серверной или коммутационном закутке. Маленькое плохо проветриваемое помещение с кучей работающего железа не способствует хорошему здоровью, крепким нервам и предельной концентрации.
Здесь лекарство только одно: заботьтесь о себе. Прежде чем устроиться в компанию, попросите показать рабочее место. Не соглашайтесь на варианты, похожие на добровольное заточение. Если долгих часов в серверной не избежать, заведите себе удобную и теплую одежду, хорошие наушники с шумоподавлением. Старайтесь в течение дня подолгу не сидеть, больше двигаться и правильно питаться.
Довелось мне в начале карьеры работать в одной небольшой фирме по продаже каких-то услуг. Так там весь IT-отдел вместе с еще одним подразделением ютился в одной 24-метровой комнате. Четырнадцать человек сидели практически плечом к плечу. Мне как сисадмину тоже выделили там место, но я скоро убежал в серверную. Пусть там гудят сервера и кондеи, зато можно сидеть в одиночестве и спокойно заниматься делом.

Завел себе шарф, потом кофту, прикупил в строительном магазине такие имбовые наушники, которые таскают дорожные рабочие. Хотя чаще, конечно, сидел в обычных наушниках с большими амбушюрами — врубал себе бодрящий хеви-метал. А через год уволился и устроился в компанию, где у нас на двоих был большой кабинет.
Иван, производственная компания
Конечно, этими десятью болями спектр страданий системного администратора не ограничивается. Такая уж это работа: на границе между человеческой глупостью и машинной недолговечностью.
А что больше всего выводит вас из себя в сисадминской работе? Выбирайте пункты в опросе или пишите собственные варианты в комментариях.
Какая проблема в работе сисадмина кажется вам наиболее актуальной?
Спасибо за ответ!
Теги:
Хабы:
+21
Комментарии 73
Комментарии Комментарии 73