Как стать автором
Обновить

«Маргаритковый мир» в потребительских моделях: как экономия времени приведёт к тому, что мы будем платить за эмоции

Время на прочтение 6 мин
Количество просмотров 27K
Привет, Хабр! Меня зовут Саша, я аналитик в крупном online-магазине, слежу за трендами рынков и изменениями спроса и предложения. От Капитана Очевидности меня отделяет тонкая грань: я не просто говорю, что и где плохо, но и почему плохо, где ещё может быть плохо, кто во всём виноват и как дальше с этим жить.
Я собрал несколько трендов, с которыми столкнулся в работе и быту, и пришёл к выводу, что современное потребление усложнилось и основную ценность объектов теперь определяют эмоции, которые мы можем с ними получить. О том, как это проявляется, я расскажу под катом.

Тренд № 1: Время стало одним из самых важных ресурсов

Время — это ресурс, и тренд на его экономию начинает менять привычные модели потребления. Так, электронные книги можно найти и скачать практически в один клик. Но я не сдаюсь и продолжаю пополнять бумажную библиотеку.
Одно из самых ярких явлений на рынке за последнее время — это различные шеринги. Главное их достоинство — они освобождают время, которое тратилось на обслуживание и содержание. Но мы видим только вершину айсберга, а такая экономическая модель распространяется гораздо шире. Так, новые престижные жилые комплексы в центре Москвы всё чаще застраиваются по формату «апартаменты плюс отель».
Вместо сотен метров за городом состоятельные люди предпочитают покупать компактные квартиры (35−50 м²) в центре, заменяя гостевые комнаты гостиничными номерами этажом ниже и используя общий (правда, доступный только жильцам и постояльцам) тренажёрный зал, бассейн и другую инфраструктуру.
В этот же тренд вписывается рост предложений по модели подписки. Время монетизируется, и с каждым годом свободное время (своё и чужое) будет стоить всё дороже.

Тренд № 2: Объёмы потребления снижаются и качество становится важнее цены

Экономия времени приводит к тому, что возрастает спрос на безотказные и надёжные вещи. В одном из исследований от Nielsen я нашёл интересную фразу: «дилемма «цена — качество», в которой цена долгое время находилась на первом, определяющем месте для покупателя, имеет все шансы превратиться в «качество — цена».
Мне это напоминает модель «Маргариткового мира» Джеймса Лавлока. Рынок перегружен однотипными товарами и предложениями, между которыми всё сложнее выбирать. Потребителям, стремящимся сэкономить своё время, остается три сценария:
  • Покупать реже, а значит, искать качественное, долговечное и, как следствие, более дорогое.
  • Покупать что-либо, кастомизированное чётко под себя.
  • Покупать одно вместо двух — таким образом растёт спрос на многофункциональность и универсальность.
В результате объёмы потребления снижаются. Этот тренд подстёгивается не только голосом внутренней жабы и нежеланием выбирать, но и заботой об окружающей среде. Так, в Европарламенте сейчас прорабатывается законодательная база, обязывающая производителей всеми силами продлевать срок службы выпускаемых электронных устройств. Ответственное потребление из разряда «капризов богатых европейцев» понемногу становится нормой и в нашей суровой реальности — это снова подтверждается исследованиями от Nielsen. В результате хорошее качество становится нормой, а цена начинает определяться неочевидными факторами (возможностью кастомизации и созданием истории — сторителлингом).

Тренд № 3: Кастомизация под конкретного покупателя

У электронных устройств огромные возможности для кастомизации: от замены внешних частей и разных тем оформления до использования кастомных прошивок для самых увлечённых.
В онлайн-играх (привет, Fortnite) торговля скинами постепенно становится одним из основных способов монетизации, а PWC назвали кастомизацию одним из трёх главных аспектов для создания успешного клиентского опыта в 2020 году. Кроме очевидной возможности выделиться кастомизация позволяет сэкономить время, которое могло бы быть потрачено на выбор из однотипных товаров. Одной из причин, почему я перешёл с механических часов на смарт, как раз является возможность менять циферблат: обычно я использую классический вид со стрелками, но в период жёстких дедлайнов переключаюсь на электронные часы, чтобы проще было засекать время.
Пока этот тренд хорошо заметен в онлайне, но с развитием фильтров и алгоритмов подбора он будет усиливаться. В целом этот тренд вместе с установкой на экономию времени должен в будущем дать импульс кастомизированным сервисам по подписке. Будущее обещает быть необычным: ты подписываешься и сервис подбирает всё под тебя. Звучит красиво, но почему-то вспоминается «О дивный новый мир».

Тренд № 4: Обязательный сторителлинг

Те, кто любит классические мультфильмы от Disney, помнят, что даже сказка про Аладдина в мультфильме «придумывается» продавцом, который пытается продать зрителю лампу. Бренды с историей ценятся всё больше и больше. Так, я выбирал смарт-часы и внезапно поймал себя на том, что читаю историю создания качающегося зубчатого колеса и смотрю галерею первых хронографов TAG Heuer.
Распространение сторителлинга привело к тому, что потребители и бренды пересмотрели своё отношение к историческому наследию. От прошлого больше не принято отмахиваться — теперь накопленный «эмоциональный капитал» становится активом. Он формирует идентичность, позволяет отличаться от других. Так, если раньше какую-нибудь старую двухэтажную деревянную усадьбу при строительстве нового ЖК просто сносили (под сдавленные стоны двух-трёх активистов-краеведов), то теперь её реставрируют и гордо предъявляют покупателям как преимущество и особенность места.

Тренд № 5: Возрождение классики

Спрос на историю приводит к тому, что она приобретает ценность, начинает продаваться сама по себе. В результате классический дизайн начинает цениться дороже, чем технологичный и футуристичный. Это похоже на «Убик» Филипа К. Дика, когда вокруг главного героя начинают появляться вещи из прошлого. В реальности же за классическим дизайном скрывается современная начинка. Когда я всё-таки решил перейти на смарт-часы, то искал именно модели, которые выглядят как часы, а не как однотипный гаджет.
Я с детства интересовался космонавтикой, и меня зацепила история о том, что в 1962 году астронавт Джон Гленн во время первого полёта носил секундомер Heuer. Я выбрал себе модель TAG Heuer Connected: с одной стороны, они выглядят как механические часы и напоминают мне о детстве, а с другой — я вовсю использую их как умные часы. На работе телефон теряется где-то на столе, и мне проще посмотреть уведомление и ответить на сообщение с помощью часов, чем отвлекаться на поиски. А вечером я перезапускаю на часах фитнес-режим и смотрю по ним свои результаты.

Впечатления и эмоции как новая ценность

Купить можно всё, кроме воспоминаний. Пока...
Все пять трендов подводят к тому, что в современном обществе потребления наступают очень интересные времена: в любых товарах и услугах уровень качества должен быть высоким по умолчанию, а основную прибыль будет приносить то, на что мы сейчас не обращаем внимания. Истории, связанные образы, впечатления от процесса использования, возможность быстро и просто настроить под себя, получить и вернуть.
В ближайшее время это процесс будет только усиливаться: появится ещё больше разных шерингов, начнут возрождаться бренды с историей, станет гораздо проще подобрать что-то под себя. На этом всё, а я пойду запущу Fallout 2 или первых «Корсаров» и немного погружусь в воспоминания.
А какой из этих трендов больше всего влияет на ваш выбор при покупках?
Спасибо за ответ!
Теги:
Хабы:
+9
Комментарии 31
Комментарии Комментарии 31