Как стать автором
Обновить

Между наймом и фрилансом: удалёнка сближает

Время на прочтение 8 мин
Количество просмотров 18K
Согласно исследованию FYI, количество вакансий для удалённых сотрудников в IT с 2014 года увеличилось как минимум в 3,5 раза, при этом большая часть удалённых сотрудников работает в таком формате уже более 5 лет. Этот тренд хорошо заметен в развитии Human Cloud платформ, функционал которых постоянно затачивается под удалённую работу не только разработчиков, но и всех направлений бизнеса. О том, как новая реальность меняет форматы удалённой работы, читайте ниже.

Полгода назад команда Slack сделала интересный ход, анонсировав глобальный редизайн всего продукта. По словам команды, они стремились сделать приложение проще для всех отраслей бизнеса, далеко не все из которых привыкли к привычному для разработчиков синтаксису и оформлению страниц.
Ни для кого не секрет, что все платформы а-ля Asana или Slack изначально развивались как инструменты для работы удалённых команд, но плотно перекочевали в офис. Фактически работа над задачами в офисе и на удалёнке сейчас имеет мало отличий.

Удалёнка — альтернатива офисной работе или её хромой брат?

Между тем основные проблемы удалённой работы, из-за которых многие компании продолжают нанимать сотрудников исключительно в офис, остаются актуальными:
  • Сложно выстраивать долгосрочные отношения как со стороны сотрудников, так и со стороны компаний.
  • Много странных людей/компаний на рынке. Либо фрилансеры, которым наплевать на проект и основная цель которых — работать несколько часов в месяц. Либо не менее странные компании, которые хотят получить очень дешёвый и очень качественный продукт. Но что про это рассказывать — все и так знают.
В какой-то степени эти проблемы пытаются решить современные платформы для поиска удалённой работы, при этом ситуации на западном и российском рынках различны. В первом случае очевидно больше объём и разнообразие заказов. Это, с одной стороны, означает более высокую конкуренцию, а с другой — большое количество неадекватных заказчиков, до такой степени, что иногда даже страшновато листать ленту. Поэтому западные биржи стараются использовать жёсткую фильтрацию и создавать доверительные отношения между заказчиком и исполнителем уже на первых этапах, а также поддерживать эти отношения в дальнейшем. Например, Upwork снижает комиссию на вывод средств, если исполнитель долго работает с одним заказчиком. Но при этом даже проверенные клиенты Upwork Plus далеко не всегда оказываются реально сознательными. В результате некоторые фрилансеры тратят больше времени на скрининг ленты заказов, чем на саму работу,  и на сегодняшний день это одна из ключевых проблем.
В России объём заказов гораздо меньше, ленту можно пролистать довольно быстро, но здесь встают другие проблемы. Одна из главных — привлечение известных крупных компаний, многие из которых (причём часто справедливо) не показываются на фриланс-биржах. Некоторые из этих бирж лишь недавно стали похожи на надёжные платформы, на которых не стыдно размещаться крупным компаниям. В этом плане интересно рассмотреть молодые платформы для удалённой работы, которые стараются не наступать на старые грабли и изначально затачивают свой функционал под долгосрочные отношения между крупными заказчиками и ответственными исполнителями. В качестве примера можно привести недавно появившуюся платформу «Профессионалы 4.0».
Чтобы лучше понимать, как это работает в реальности, дадим слово специалистам, которые имеют опыт непосредственного взаимодействия с «Профессионалами 4.0» и не понаслышке знают ответы на вопросы о том, возможно ли получать реально нестандартные задачи через фриланс-биржу, выстраивать с её помощью долгосрочные отношения и почему это может быть выгодно обеим сторонам.

АЗС vs ИИ

Фрэнк Шихалиев
Контроль заправок сети АЗС «Газпром Нефть» на соответствие требованиям бренда
Если коротко про проект, задача состояла в том, чтобы добиться единообразия автозаправок бренда без привлечения сторонних людей, которые должны это инспектировать, поскольку у заказчика тысячи объектов и более 20 брендбуков. Для этого нужно было разработать прототип и обучить нейронную сеть, начиная от получения фото с нуля и заканчивая простейшим веб-интерфейсом, в котором можно протестировать, как работает обученная нейронная сеть. До обучения фотографии собирались с помощью краудсорсинга. Из нескольких десятков тысяч фото надо было извлечь именно те, которые нужны нам.
В качестве технологий использовали CVAT — это средство для разметки изображений. Установили его на наш сервер и там уже размечали эти фото. Сначала у нас было 100 фото, потом побольше, но этого всё равно было мало для глубокого обучения. Мы задумались, что делать, и пришли к выводу, что нужно аугументировать. Аугументация — это всевозможные искажения, сжатия, растяжения картинок, которые в целом позволяют увеличить объём выборки. Также мы использовали библиотеку Albumentations — это отечественная библиотека, достаточно удобная. С её помощью из 100 изображений мы получили несколько тысяч, которые подавали на вход нейронной сети для обучения. Это помогло улучшить качество метрики. Само обучение проходило с помощью библиотеки PyTorch.
На платформу «Профессионалы 4.0» меня привела то ли реклама в интернете, то ли пост в каком-то профильном сообществе — сейчас уже точно не помню. В целом IT-сообществу полезно знать о существовании «Профессионалов 4.0», потому что это, в моём понимании, не совсем фриланс-платформа, а некая смесь фриланса и обычной работы. Первое, что бросилось в глаза, — есть трекер, который курирует встречи и общение. На обычных фриланс-платформах это делают сами фрилансеры или заказчики. Второй момент — система отношений, которая строится через договоры ГПХ. Это более надёжная система взаиморасчетов, чем на обычных фриланс-платформах, когда нужно быть либо самозанятым, либо ИП. И налоги, по сути, за тебя платит работодатель, то есть он берёт на себя и эту нагрузку. Сумму также указывают чистыми, в то время как на других платформах процентов 30 из указанной суммы можно легко вычитать. Что касается комиссий, то их, как я понимаю, берёт на себя заказчик или платформа. Я точно не знаю, как там по деньгам, но в этом плане исполнитель вообще не переживает.
Проекты крупные, совсем мелких нет — это тоже позволяет планировать работу на длительный срок.

Крупная рыба

Дмитрий Неклюдов
Разработка MVP-платформы для поиска подрядчиков крупной компании
Я участвовал в конкурсе «Лидеры России», дошёл до полуфинала и после него получил почтовую рассылку от организаторов, где было сказано: есть такой сайт, организаторы рекомендуют зарегистрироваться. Мне стало интересно, потому что на платформе представлены заказчики с именем, получить которых другим путём мне казалось невозможным. И цены тоже показались привлекательными.
На платформе очень важна репутация. Поэтому я выбираю те задачи, которые точно смогу решить. Если я наберу сложных задач и не справлюсь с ними, то больше такие задачи я уже не получу.
В проекте, в котором я принимал участие, нужно было разработать полноценный лендинг. Можно было подумать и над маркетинговой составляющей, и над архитектурой решения, и над техническими деталями. Были моменты, когда концепция неожиданно менялась, но в целом всё было гибко и адекватно.
Я думаю, что через эту платформу вполне возможно выстраивать долгосрочные отношения. Удалённая работа не проблема: в веб-разработке в принципе все работы выполняются удалённо, встречи с заказчиками происходят только для обмена документами и обсуждений.
Со стороны исполнителя на этой платформе работать абсолютно комфортно. Заказчиков не очень много — десятки (не сотни и не тысячи), зато каждый из них крупный и с именем.
Осознанность заказчиков гораздо выше, чем в среднем. Часто на фрилансе задача ставится так: «нужен сайт, есть домен и хостинг». Какой сайт, что должно быть на сайте — непонятно. Здесь такого нет — заказчики знают, чего хотят.

Трудности перевода

Александр Бекташев
Построение карты информационных потоков и технологической архитектуры для интеграции цифровой платформы «НЕОСИНТЕЗ» и платформы СПК
Коллега, с которым я учился в университете, посоветовал мне зарегистрироваться на этой платформе — он давно на ней работает. По интерфейсу и функционалу вопросов не возникло — всё удобно. Ещё было удобно, что есть мобильное приложение. Я, в общем-то, с него и отправил заявку на проект, который меня заинтересовал.
Что касается задачи, которую я нашёл, то поначалу было сложно понять, что нужно, и всё казалось проблематичным. Но потом я понял, что вся сложность была только в использовании заказчиком своей корпоративной терминологии. После этого мы пообщались, и всё стало понятно. В целом для решения таких задач архитектору нужно очень много различных компетенций: опыт разработчика, системного администратора, полезно знание всех базовых нотаций. Для заказчика важными были также знания в сфере информационной безопасности и квалифицированное документоведение. И soft-skills, конечно. В решении этой задачи помогла методология ARIS, предназначенная для моделирования инфраструктуры компании. Она предлагает несколько подходов: информационные потоки, технологическая инфраструктура, интеграционная и другие.
Если говорить про задачу, то перепахать нужно было много. Было много аналитической работы и коммуникаций — с руководителями команды разработки и с архитекторами-подрядчиками. Кроме того, участвовали и специалисты со стороны бизнеса. На мои плечи упала информационная и техническая архитектура. Основной вопрос состоял в том, как должна выглядеть интеграция: нужен отдельный модуль или достаточно разработки возможностей в рамках конкретной платформы. По результатам аналитики решили, что нужно выносить всё в отдельный модуль, который будет общаться по REST. При этом мы учитывали, что ландшафт заказчика гидрогенный — всё написано на разных языках.
В целом такие платформы, как «Профессионалы 4.0», конечно, нужны. Со стороны работодателя выгоднее не брать сотрудника на постоянное место работы, а нанимать по необходимости. Сейчас многие крупные компании, насколько я знаю, стараются выводить разработку на аутсорс. Для меня же это возможность расти вширь. Работая с новыми командами, приходится постоянно учиться и развиваться

Приближаемся к удалёнке

Поскольку удалёнка из удобного (не для всех) формата постепенно превращается в необходимость, логично, чтобы любой удалённый сотрудник мог рассчитывать на те же гарантии и условия, что и офисный работник.
Тем более что удалённая форма работы продолжает проникать во все направления бизнеса:  например, если раньше специалисты в сфере продаж вообще не рассматривались как удалёнщики, то сейчас, согласно данным WWR, 18% вакансий предлагают им такую возможность. В это «приближение к удалёнке» вносят свой вклад в том числе и Human cloud платформы, и различные фриланс-биржи, и такие платформы, как «Профессионалы 4.0».
Теги:
Хабы:
+25
Комментарии 4
Комментарии Комментарии 4