Как стать автором
Обновить

Больше никакого йо-хо-хо: почему люди отказываются от пиратства в сети

Время на прочтение 9 мин
Количество просмотров 36K
По уровню распространенности пиратства Россия в настоящее время находится на втором месте в мире. Хотя если брать не общее исследование Muso, а только отчёт о софте, сделанный BSA, то наша страна уже 48-я.

Основной аргумент — дорого. Так, согласно опросу РОЦИТа, больше четверти наших соотечественников готовы были бы платить по 100–300 рублей в месяц за контент, но где такие цены найдёшь?

Ещё многих злят доплаты за то, что нужный фильм не входит в базовый пакет или застолблён другим сервисом как эксклюзив. В итоге, как утверждает статистика Group-IB, каждый наш соотечественник продолжает смотреть в среднем по 110 пиратских видео в год.

За «не-видеоконтент» готовность платить пока что ещё ниже — в основном из-за того, что не видно разницы, скажем, скачал ты книгу с «Литреса» или через Telegram-бот.

Однако хватает и тех, кто переходит на «светлую сторону силы». Зная, что за каждой цифрой скрываются конкретные люди со своими историями, мы вместе с ALLSOFT без труда нашли их и выяснили, что же побудило каждого отказаться от пиратства, хотя халява, казалось бы, всегда где-то рядом.

История 1. «Перейти на платную подписку меня заставили Рик и Морти…»
Дмитрий, 36 лет, сетевой инженер
…Причём не любовь к ним. И даже не нелюбовь. Впрочем, обо всём по порядку.
Я старший сетевой инженер и счастливый папаша двух сорванцов, шести и восьми лет. Как и многие, я благодарю Вселенную за то, что моё родительство выпало на годы, когда дети уже с двух лет ловко управляются с кнопками и гаджетами, а потому их можно легко развлечь без огромного ущерба для них самих и бюджета. Сломанная или забытая где-то по дороге игрушка — это вселенская печаль на пару часов, а когда ты при этом за рулём, угомонить ребёнка очень сложно. Поправка: двоих детей, поскольку второй всегда проявляет мужскую солидарность и активно сопереживает брату. В общем, планшет для меня — палочка-выручалочка в поездках с детьми, а они у нас частые: по выходным мы регулярно навещаем бабушку с дедушкой, живущих за городом в 200 км от Москвы, при этом мама-медсестра часто дежурит в субботу.
Поначалу я скачивал специально отобранные мульты или просто включал на You Tube что-нибудь вроде «Смешарики: Пин-код» и наслаждался покоем — дети смотрят мульты в наушниках с разветвителем. Но как-то раз мои пацаны, вместо того чтобы обсуждать происходящее, подозрительно притихли. Пока они разминали ноги на заправке, я полез на заднее сиденье, заглянул в планшет и чуть не выпал в осадок. Алгоритмы You Tube скрестили то, что обычно смотрит папа-технарь (я не создавал детям отдельный Google-аккаунт), и интерес к мультам, и в итоге выдал ребятам подборку из «Рика и Морти». Я представил, чего они там могут нахвататься, срочно включил какое-то гранд-видео вроде «Все серии „Ну, погоди!“ подряд» и решил, что вечером придумаю выход.
В итоге я приобрел подписку одного известного онлайн-кинотеатра ради их приложения для детей. Там есть все нужные функции: большая база только безопасных для неокрепшей психики мультиков, хорошие алгоритмы подбора по интересам (больше не надо придумывать, что бы такого детям скачать, и путаться во всех этих современных фиксиках и Вупсенях) и даже возможность легко скачать что-то для офлайн-просмотров. Жаль, конечно, что купить детское приложение отдельно от «взрослой» подписки нельзя — но ничего, лицензионное кино и сериалы с женой тоже распробовали. Удобно, когда торрент-раздача не зависает на скачанной на 95 % серии и, пока ты уютно устраиваешься на диване, никто не орёт «СТАВКИ НА СПОРТ». Платил бы я за неё отдельно? Не уверен: дороговато, но в совокупности с детским приложением оно точно стоит того.
История 2. «И у меня на ээээто пять причин»
Костя, 28 лет, iOS-разработчик
Ладно, четыре. У меня есть четыре причины, которые способны побудить меня купить лицензионную игру.
Первая — когда я заранее уверен, что это не халтура. Репутация студии, внимание к мелочам, качественно поставленный сюжет. Ещё не играл, но знаю, что будет очень круто, вот прямо shut up and take my money. И когда выходит что-то настолько крутое, что мне кажется даже каким-то унизительным шариться по торрентам. Для меня в числе таких игр «Ведьмак», Diablo, StarCraft, Divinity: Original Sin, X-COM.
Вторая — двигатель прогресса, то бишь банальная лень. То есть это тот случай, когда игра очень навороченная и явно будет допиливаться ещё ближайшие полгода. Если при этом цена на старте адекватна, то проще один раз заплатить, чтобы потом десять раз перекачивать и проверять, нет ли апдейтов. У меня так было с Don't Starve, Oxygen Not Included и Kerbal Space Program.
Третья — это игры, чем-то глубоко меня поразившие. Историей, механикой… В ряде случаев я покупаю их даже после прохождения, чтобы поблагодарить автора. Мол, на тебе денег, продолжай творить, чувак, это правда круто. Так было с This war of mine, Life is strange, The longest journey, Portal, FTL.
И четвертая — «хорошая вещь с хорошей скидкой», особенно если она сопровождается каким-то бесплатным дополнением. То есть игра добротная, но не поразительная — полную стоимость бы заплатить рука не поднялась, а так можно.
История 3. «Фото, подпортившее нам репутацию»
Галя, 32 года, совладелица digital-агентства
Нет, на фото были не мы. И ничего «такого» на нём не было — просто оно было скачано «из гугла». Мы небольшая digital-студия, открытая выпускниками рекламной школы. У нас, конечно, есть подписка на Shutterstock, и в целом мы стараемся всё делать по правилам. Но, как и у любого маленького агентства, рук на всё всегда не хватает, и в итоге иногда менеджерам приходится побыть копирайтерами, а айтишникам — дизайнерами. Вот так один из наших сотрудников решил выручить сидящего буквально со спичками в глазах дизайнера, работавшего над очень ответственным тендерным проектом, и сделать за него пару картинок для постов, используя готовые шаблоны. Картинку решил взять из поисковика — чего мучиться, да и по нашей подписке у нас остался лимит буквально на пару изображений, а до конца месяца ещё ого-го. Да и что может случиться?
Утром нашего менеджера разбудил гневный звонок клиента. Оказывается, милая танцующая пара на фото была… преподавателями из школы-конкурента. Пост уже успел собрать с десяток стёбных и гневных комментариев и разлететься по всей танцевальной тусовке. Разумеется, пост перезалили с новой картинкой, написали извинение, но заказчик всё равно разорвал с нами отношения, а мы по своей воле выплатили ему неустойку. И со следующего месяца стали покупать пакет изображений «с запасом».
Были неприятные случаи заражения и вследствие этого временного вывода из строя техники и утраты данных. Например, наш junior-копирайтер Леся как-то решила скачать себе одну популярную игру, дабы погрузиться в гик-атмосферу (мы тогда готовили кампанию по продвижению игрового феста). Ну что сказать, скачала…
Пока наши парни судорожно названивали приболевшему сисадмину, чтобы выведать, какие у нас ключи для переустановки ПО и что откуда брать, Леся не менее мучительно восстанавливала в голове слоганы для кампании, которую надо было сдавать завтра. На сервак они выгружены не были, поскольку пока были сыроваты; насилу вспомнили половину — надеюсь, лучшую.
Глобально, конечно, вроде бы и ничего страшного, но полдня копирайтера и пара часов других ребят ушли в никуда.
Стыдные истории, которые, впрочем, научили нас двум вещам. Первая: не стоит надеяться на авось. Вторая: скупой платит дважды.
История 4. «Платя за софт, я экономлю. Серьёзно»
Алексей, 39 лет, управляющий партнёр в веб-студии
Привет, Хабр. Я партнёр в веб-студии, и мы используем только платный лицензионный софт. Во многом потому, что это позволяет более толково (не хочется употреблять затасканное «эффективно») использоваться рабочее время. Мы недавно (с согласия сотрудников) анализировали «утечки» времени, отслеживая действия на компьютерах. И в итоге поняли, что ожидание загрузки, перезакачивание «битых» архивов, торможение при загрузке торрентов и вот это всё отнимает много времени. Потому что пока ищешь, откуда скачать, и качаешь шрифты или софт — вроде и делом занят. Потом скачал не то, разочаровался, чертыхнулся — тоже в минус работе.
Не говоря уже о банальной безопасности. Да, у нас ребята в основном продвинутые и могут справиться с троянами и вирусами, но всё равно это чистки, проверки, перезагрузки, угроза утечки… Да ну. Вроде и мелочи, но по капельке набирается приличная такая бочка дёгтя.
Из этой же серии: с переходом строго на лицензии стало меньше соблазна «скакать» с одного софта на другой. Когда можно на халяву перейти на новый софт, так и делают. Коллектив у нас молодой, все любят пробовать новые проги и фишечки, но зачастую это скорее вредит компании, чем двигает её вперед. Особенно этим увлекались наши проджекты, постоянно тестировавшие всё новые и новые проги и трекеры. И в итоге много времени и сил тратилось на перенос текущих проектов на новый инструмент, случались нестыковки и рассинхроны.
Ну и ещё маленький по сути, но огромный и важный по потенциалу бонус: мы получили преимущество в тендерах с суровыми маститыми заказчиками. Многих подкупает, когда всё в компаниях «белое».
История 5. «Поддерживаю рублём»
Дмитрий, 44 года, метеоролог
Однажды в пабе я попал на выступление прикольной группы — ребята брали старые композиции века эдак XV–XVI и делали на них современные аранжировки, переводили и освежали тексты. Вечером нашёл их в VK, подписался и… пару следующих лет видел их посты в ленте, скачивал через встроенное расширение для браузера новые треки, но никак на них публично не реагировал. Так у них и шло — публикации регулярные, но лайков и комментариев минимум, от этого и в выдаче сползали всё ниже.
А в один прекрасный день почему-то зашёл к ним на страницу — и увидел пост месячной давности о том, что проект официально закрыт. Под этой новостью — штук 30 комментариев со словами, мол, как так, вы же классные, продолжайте. Написаны они были с интервалом в пару недель — видимо, не один я узнал об этом случайно.
В контактах было написано: «по поводу организации гастролей связываться с флейтистом группы». Списались, спросил, мол, как так, почему? Ответ — не хватало реакции аудитории, казалось, что творят «в воздух» и никому не нужны. Группа существовала на чистом энтузиазме, репетировали вечерами после основной работы. Долго болтали, душевный мужик оказался. В итоге посоветовал дать проекту «последний шанс» — открыть краудфандинговый сбор на выпуск первого альбома, материалов набралось уже диска на три, нужно было только записать и свести.
Эти 300 000 собрали недели за четыре. Я, разумеется, тоже «вложился», хотя и понимал, что физический диск мне не нужен, и весь альбом будет почти мгновенно слит в сеть в нормальном качестве. Но для меня это было жестом поддержки, а не рациональной покупкой.
Ещё с 80-х, когда выпуск пиратских копий приобрёл невиданный размах, акцент в заработке музыкантов сместился с продажи пластинок на продажу билетов на концерты. Начались неистовые «чёсы» по стране под фонограмму, с десятью концертами разных «На-На» в один и тот же день в разных городах. Но до расцвета You Tube для того, чтобы начать карьеру, достаточно было разик засветиться на MTV. А сейчас, когда любой желающий имеет доступ ко всей музыке мира, от звезд K-POP до звезд Республики Башкортостан, стать услышанным сложно.
Ещё один пример — моя племяшка, она учится на втором курсе в медицинском и увлекается косплеем. Родители не препятствуют (хотя папа неодобрительно фыркает при виде очередного бронелифчика), но и не спонсируют это увлечение, а подработок с её учебной загрузкой шибко много не наберёшь. В итоге она завела страницу на Patreon с несколькими тарифами на подписку. Один даёт доступ к её мастер-классам по пошиву и позированию, второй позволяет влиять на выбор следующего образа, а третий — это просто более ранний доступ к фото в высоком качестве за небольшую денежку. И, кстати, именно третий вариант пользуется наибольшей популярностью. Покупают, его, конечно, не из нетерпения, а из желания не в ущерб себе поддержать творческого человека.
Сейчас контент на физических носителях не очень востребован и считается скорее шиком, экзотикой. А за бесплатные скачивания не только не платят, но порой и не благодарят, из-за этого чувствуешь себя ненужным и хочешь всё бросить. Именно поэтому я стараюсь лайкать и комментировать всё, что выложено самим автором и цепляет меня. А если очень впечатлён, то благодарить и чеканной монетой.

В целом легальное потребление контента, за которое выступает интернет-магазин ALLSOFT, продолжает расти. Статистика Group-IB и BSA говорит нам, что в последние годы рынок интернет-пиратства в России снижается: от 2 % на софт до 27 % на видеоконтент, а ВЦИОМа — что уже треть россиян готова платить, например, за просмотр фильмов в хорошем качестве (и, пожалуй, в пандемию их число выросло ещё больше).

А вы платите или всё ещё пиратите? Расскажите в комментариях!
Теги:
Хабы:
+1
Комментарии 192
Комментарии Комментарии 192