Pull to refresh

IFA, COMPUTEX, DEF CON и все-все-все: взлеты и падения знаменитых форумов

Reading time 14 min
Views 12K
Хотите знать, как организовать успешный ивент, на который захотят попасть все без исключения? Мы тоже. В преддверии РИТ++ мы много размышляли над этим вопросом и заодно вспомнили немало интересных историй с других выставок, форумов и конференций. Зачастую ничто не предвещает их внезапного успеха или провала, но все равно что-то объединяет известные события, — то, как они развивались, становились популярными и приходили в упадок. Для примера собрали здесь самые яркие и показательные истории, которые заинтересуют каждого гика.

IFA
Отраслевые выставки, подобные IFA — одновременно и символ, и следствие промышленной революции. Например, Всемирная выставка. События по ее образу и подобию возникали как грибы после дождя, но большинство из них потеряло актуальность, закрылось и забылось. Большая немецкая радиовыставка, которая открылась 4 декабря 1924 года — исключение, но стать им было непросто.
За почти вековую историю IFA пережила многое. Стартовав на заре развития немецкого радиовещания, она постепенно начала набирать силу. Уже через несколько лет радиовыставку в прямом радиоэфире (невероятный хайтек по тем временам) открывал Альберт Эйнштейн, в своей речи отметивший важность радио в деле объединения народов. Еще через три года на IFA начались продажи Volksempfänger — радиоприемников, созданных по заказу Йозефа Геббельса. Но в 1939 году история выставки прервалась.
Отдадим должное упорству немецких промышленников. В 1950 году радиовыставка, потерявшая определение «большая», постоянное место проведения и стабильный график, открылась снова.
Новых по-настоящему громких анонсов будущая IFA не видела до 1962 года. В тот год голландский Philips привез в Германию свою разработку — Compact Cassette, вскоре ставший одним из самых популярных аудионосителей XX века.
В 1962 году Philips привез на IFA свою разработку — Compact Cassette, вскоре ставший одним из самых популярных аудионосителей XX века.
1962–1971 годы можно считать вторым рождением и выставки, и немецкой индустрии в целом. К 1971 году мероприятие получило статус международного, а с ним и соответствующее имя: Internationale Funkausstellung (IFA). К началу XXI века IFA вошла в десятку крупнейших отраслевых событий с багажом в почти 300 тысяч посетителей, широкой рекламной компанией и уймой внимания со стороны медиа. Но на ежегодный график удалось перейти только в 2005 году.
Нынешняя IFA, как и прежде, рассчитана именно на потребителя. Чего не скажешь о масштабах. В прошлом году на 159 000 квадратных метрах выставочного зала в Messe Berlin разместились 1805 участников и за пять дней побывали более 253 000 посетителей, увлеченно изучающих все: от смартфонов и ПК до сетевого оборудования, решений из мира интернета вещей, автомобилей и странных прототипов, которые никогда не появятся в продаже.
Впрочем, в последние годы IFA, кажется, перестала по-настоящему удивлять. О том, почему сложилось такое впечатление, чуть позже. Пока же - еще об одном славном событии, проходящем в Германии, но, похоже, не выдерживающем проверки временем.
CeBIT
CeBIT (Centrum der Büro- und Informationstechnik) окончательно отделилась от немецкой промышленной выставки Hannover Messe в 1986 году, и рост ее был столь же быстрым и органичным, как и у всей высокотехнологичной отрасли страны. С самого начала это была закрытая площадка, где компании пытались привлечь внимание инвесторов, щеголяли друг перед другом последними разработками и старались разузнать планы конкурентов.
Впрочем, нельзя сказать, что мероприятие не планировали «приблизить» к народу. К концу 1990-х годов выставку попытались разделить на профессиональный и потребительский сегменты.
Ожидалось, что CeBIT Home составит конкуренцию IFA, но полные энтузиазма организаторы привыкли работать с компаниями и, похоже, совершенно не представляли интересов широкой публики и не собирались их выяснять. Скучнейшая «хоум-версия» прошла дважды и была закрыта. Это роковое решение определило дальнейшую судьбу всей CeBIT.
Ожидалось, что CeBIT Home составит конкуренцию IFA, но полные энтузиазма организаторы привыкли работать с компаниями и совершенно не интересовались предпочтениями публики.
Пик популярности выставки пришелся на 2000–2001 год, но грянувший мировой финансовый кризис плохо сказался на бизнес-ориентированном событии. К 2009 посещаемость CeBIT сократилась почти в два раза. Но самое главное — с выставки ушли крупные компании.
Больше никто не ждет от CeBIT громких премьер. Это по-прежнему событие, ориентированное на В2В-коммуникации, но свое мировое значение оно утратило полностью.
Спустя десять лет организаторы вновь планируют привлечь внимание широкой публики. На этот раз с помощью d!campus — городского цифрового фестиваля, проходящего главным образом на свежем воздухе. Первые три дня обновленной CeBIT предназначены для политиков, глав компаний и журналистов, а затем откроется развлекательная программа.
Похоже, руководство выставки осознало свои ошибки и на этот раз подготовилось лучше, так что пожелаем им удачи в оживлении мероприятия.
CES
CES родилась в конце 60-х под звуки «A Day in the Life» Beatles на Chicago Music Show. Масштаба шоу хватало для демонстрации новой аудиотехники. Но вскоре появились телевизоры на интегральных схемах, и американской высокотехнологичной индустрии стало тесно на этой площадке.
В 1967 году из чикагского музыкального шоу выделилось амбициозное Consumer Electronics Show, в первый же год привлекшее под свой флаг Philips, LG и Motorola, занявшее 9000 квадратных метров и встретившее больше 17000 гостей.
В 1972 году стенды 300 участников за все время выставки обошли 40 тысяч посетителей, которых компании заманивали к себе новейшими наушниками, аудиокассетами и автомагнитолами.
Рубеж в 100 000 CES преодолела уже к 1984 году. Сегодня она продолжает подтверждать статус одного из крупнейших и важнейших отраслевых событий, выступает противовесом европейской IFA, новым центром притяжения, буквально примагничивающим производителей электроники. Благо, американским компаниям добираться недалеко. Ну а европейским и китайским — остается лишь следовать трендам.
На CES каждый год происходит что-то интересное — иначе она бы не была столь популярна. Но особое внимание стоит обратить на девяностые, когда в рамках выставки произошли несколько событий с далеко идущими последствиями.
В 1993 году на CES в последний раз появилась Apple. Дальше компания представляла разработки только на собственных ивентах, заложив практику, которую постепенно перенимают все корпорации, будь то Google, Amazon или Samsung. Эта тенденция негативно сказывается на IFA, лишившейся крупных анонсов, и в перспективе повлияет и на посещаемость CES.
В 1993 году на CES в последний раз появилась Apple. Дальше компания представляла разработки только на собственных ивентах, заложив практику, которую постепенно перенимают все корпорации, будь то Google, Amazon или Samsung.
Кроме того, в 1990-х на пике популярности Consumer Electronics Show с выставки почти в полном составе ушли представители индустрии видеоигр, задумавшие организовать свою выставку с игровыми автоматами и консолями.
Но пока отваливались одни направления и компании, в CES методично вливались другие. И, несмотря на сложности, выставка продолжает оставаться в топе популярных IT-ивентов.
COMPUTEX
Сегодня Тайвань стоит особняком на карте мировых IT-событий, но было время, когда ИКТ-хозяйство страны росло так быстро, что Computex Taipei, организованная правительством страны, чтобы продемонстрировать миру успехи отечественных производителей, заняла разом все крупные выставочные площадки Тайбэя, снискав лавры третьего по величине мероприятия IT-индустрии.
Выставка, как не сложно догадаться по названию, ориентировалась главным образом на рынок персональных компьютеров и выделялась не только азиатским колоритом, но и такой фишкой, как близость к производителю. На Computex Taipei не просто показывали концепты, но демонстрировали готовые к запуску производственные цепочки.
На Computex Taipei всегда не просто показывали концепты, но демонстрировали готовые к запуску производственные цепочки.
К началу 2000 годов на Тайвань съедутся компании со всей Азии. За ними появятся заинтересованные происходящим европейские и американские партнеры. Кажется, что золотой век выставки только начинается, но рынок стремительно меняется. ПК выходят из моды, продажи падают, а с ними пропадает интерес инвесторов к узкоспециализированному мероприятию.
Так COMPUTEX вновь становится локальной. И несмотря на все попытки создателей оживить выставку, расширив тематику в пользу последних IT-трендов, в 2017 году 65% всех стендов по-прежнему занимают местные компании и стартапы, остальные же страны представлены фрагментарно.
E3
Расстроенные пренебрежением со стороны руководства CES игроделы не сидели сложа руки. Осознав, что им нужно собственное отраслевое событие, сразу несколько разработчиков во главе с американским подразделением SEGA обратились в недавно образованную Интерактивную ассоциацию цифрового программного обеспечения (IDSA) за поддержкой. С ее помощью в Лос-Анджелесе 11 мая 1995 года открылась Electronic Entertainment Expo, сокращенно E3.
Да, первая E3 без красочной рекламы и с одинаковыми стендами смотрелась бедновато, зато ничто не отвлекало посетителей от игр, среди которых было порядка 1000 новинок.
Те немногие игровые компании, что остались на CES, жестоко пожалели о своем выборе. E3 посетило 40 000 человек. Так, в первый же год своего существования выставка стала самым громким событием игровой индустрии того времени.
На следующий год успех был еще более уверенным, и организаторы задумались о расширении. Не найдя доступных площадей в Лос-Анджелесе, мероприятие на два года переместилось в Атланту во Всемирный конгресс-центр Джорджии, чтобы в 1999 году вернуться в Лос-Анджелесский конференц-центр и привести за собой 70 000 гостей. Индустрия видеоигр стремительно превращалась в большой бизнес и привлекала толпы поклонников. Так много, что они чуть не стали причиной закрытия выставки.
В 2006 году, напуганные невиданным стечением народа и сопутствующими организационными сложностями, представители ассоциации производителей ПО (сменившие аббревиатуру на ESA) решили ограничить доступ на E3 2007, введя систему приглашений.
Попытка в одночасье превратить игровое шоу в профессиональное мероприятие уже тогда казалась странной, а сейчас ее можно с уверенностью назвать ошибочной. Как метко подметил Уилл Райт, E3 стала «ходячим мертвецом».
В 2008 число посетителей выставки сократилось до 10 000 — в основном представителей индустрии и журналистов. Возможно, в ESA были довольны цифрой, но в 2008 году на E3 приехало еще в два раза меньше посетителей. Да, было продемонстрировано немало хороших игр: Dead Space, Left 4 Dead, Resident Evil 5, Far Cry 2, но в них некому было играть.
В 2008 году на Е3 было продемонстрировано немало хороших игр: Dead Space, Left 4 Dead, Resident Evil 5, Far Cry 2, но в них некому было играть.
Е3 срочно вернули к прежнему формату, и в 2009 году выставка приняла 41 000 фанатов, изголодавшихся по интерактивным компьютерным развлечениям. С тех пор мероприятие развивается скорее интенсивно, чем экстенсивно. Год от года анонсов становится больше, а стенды компаний все богаче, но если говорить о посещаемости, то она так и не перевалила за рекордные показатели 1999 года, приблизившись к ним лишь в 2017 году.
DEF CON и Black Hat
У хакеров, пентестеров и взломщиков всех мастей тоже есть вполне респектабельные официальные мероприятия, но такими они стали не сразу.
Первое из них — DEF CON — вовсе не планировалось тайным собранием хакеров. Конференция появилась по воле случая. Ее основателем считается Джефф Мосс, ныне известный специалист по информационной безопасности, чуть раньше легендарный хакер Dark Tangent, а в 1992 — один из участников хакерской сети Platinum Net, основанной на протоколах Fido.
Как он сам поясняет на сайте конференции, создатель Platinum Net закрывал сеть из-за переезда за рубеж. В планах хакерского сообщества было устроить грандиозную прощальную вечеринку. Хотя основатель Platinum Net уехал раньше намеченного срока, Джефф не бросил затею и собрал знакомых хакеров в одном месте — Лас-Вегасе.
В июне 1993 года около 100 человек съехалось в пустыню Мохаве на мероприятие, получившее название DEF CON в честь фильма военные игры (WarGames) и упоминаемой в нем степени боеготовности американских войск (U.S. Armed Forces defense readiness condition).
Через год, по многочисленным просьбам, Джефф повторил съезд с еще большим успехом. В Лас-Вегасе собралось более 200 человек, интересующихся информационной безопасностью. Мосс убедился в перспективах мероприятия и не ошибся. К 2006 году узкая, казалось бы, тематика, привлекла 6500 посетителей, а в 2012 их число перевалило за 13 000.
Если поначалу все участники конференции были хакерами, то сейчас отель Caesars Palace, где обычно проходит DEF CON, наполняют дипломированные профессионалы, студенты, представители властей, ищущие таланты, этичные и не очень хакеры, журналисты, юристы и просто гики. В части охвата это действительно уникальное событие, на котором представитель антивирусной компании может столкнуться в коридоре с разработчиком вирусов. Причем это не закончится ни дракой, ни судебным разбирательством.
Наполнение DEF CON соответствует интересам публики. Профильные доклады здесь сочетаются с киномарафонами, пьяными вечеринками, концертами и многочисленными активностями: от конкурса на самый длинный Wi-Fi-мост и до различных задачек по взлому, среди которых особняком стоит чемпионат по социальной инженерии. Он начинается за две недели до конференции со сбора информации о потенциальной жертве взлома и заканчивается телефонным разговором, транслируемым в прямом эфире в зрительный зал. И это только официальная программа.
Вообще человеку, несведущему в информационной безопасности, во время проведения мероприятия не стоит даже приносить электронику в Caesars Palace. Есть шанс, что ее хакнут из спортивного интереса. К тому же, не проходит и года, чтобы после Defcon не ходили слухи о каком-нибудь крупном взломе. Впрочем, было бы куда тревожнее, если бы после крупнейшей в мире конференции хакеров такие рассказы не возникали.
Человеку, несведущему в информационной безопасности, во время проведения мероприятия не стоит приносить электронику в Caesars Palace. Есть шанс, что ее хакнут из спортивного интереса.
Со временем DEF CON становится солиднее и упорядоченнее, но дух шумной вечеринки в Caesars Palace сохраняется по сей день. В том числе и стараниями Джеффа Мосса, выделившего в 1997 году для серьезных вопросов отдельный ивент под названием Black Hat — событие для профессиональных специалистов по кибербезопасности, желающих поделиться своими знаниями. Сегодня он проходит не только в США, но и в Сингапуре и Лондоне.
Black Hat объединяет лекции и тренинги, охватывающие всевозможные темы: реверс инжиниринг конкретных систем, идентификацию и защиту личных данных, курсы повышения квалификации в сфере кибербезопасности. Со временем DEF CON становится солиднее и упорядоченнее, но дух шумной вечеринки в Caesars Palace сохраняется по сей день. В том числе и стараниями Джеффа Мосса, выделившего в 1997 году для серьезных вопросов отдельный ивент под названием Black Hat — событие для профессиональных специалистов по кибербезопасности, желающих поделиться своими знаниями. Сегодня он проходит не только в США, но и в Сингапуре и Лондоне.
Хакерские конференции сейчас процветают. В информационных системах меньше уязвимостей не становится, так что и тем для докладов на DEF CON и Black Hat хватит еще на многие годы.
Comic-Con
Comic-Con — одно из крупнейших событий, посвященных массовой культуре, но в конце 1960-х его создатели даже в самых смелых мечтах не представляли нынешнего размаха фестиваля.
Тогда никому не известный Шел Дорф волей случая переехал в тихий, даже захолустный Сан-Диего из Детройта. Дорф обожал комиксы и хотел посвятить им жизнь, но его собственная карьера на этом поприще не складывалась. У него был опыт участия в организации мероприятия Detroit Triple Fan Fair, но успешным шоуменом его никто бы не назвал.
Дорф переживал не лучшие времена. Тогда он решил устроить первый в Южной Калифорнии съезд любителей комиксов. 36-летний энтузиаст не нашел ничего лучше, как заручиться поддержкой 17-летнего Ричарда Альфа, который недавно переключился с продажи фейерверков на комиксы, Майкла Лэри и Боба Сурка — его коллег и ровесников.
Чтобы убедить их помочь с организацией, Шел Дорф устроил им встречу с художником Джеком Кирби, придумавшим большинство супергероев Marvel, от Капитана Америки до Людей Икс, с которым познакомился чуть раньше.
Художник согласился принять участие в их первом съезде, а также дал важный совет. Кирби сказал, что будущее событие должно охватывать все темы, которые нравятся фанатам комиксов, что это конвент «будет намного веселее и богаче, если включить такие вещи, как кино и научная фантастика». Это был тот фактор, который обеспечил Comic-Con долгую и успешную историю. Конвент всегда сохранял гибкость и разнообразие тематик, подстраиваясь под меняющиеся интересы аудитории.
Первый Comic-Con проходил в два этапа отеле в Гран-Гранде в центре Сан-Диего. Дорф и товарищи начала с тестового «мини-кона» в марте 1970 года и уже затем в следующем августе собрали полноценный трехдневный съезд.
В то время центр города был захудалым районом. Некогда величественный отель обветшал и частично находился на ремонте, но под мероприятие отвели подвал. Это было единственное место, которое согласилось принять Comic-Con: не столько из-за тематики, сколько из-за того, что его посетители — куча подростков — не собирались тратить деньги в баре, то есть не представляли интереса для гостиниц.
Помимо Кирби, съезд посетил Рэй Брэдбери, уже тогда — живой классик научной фантастики. По рассказам организаторов, он сыграл роль в том, что Comic-Con стал некоммерческой организацией.
Первый Comic-Con посетил Рэй Брэдбери. По рассказам организаторов, он сыграл роль в том, что мероприятие трансформировалось в некоммерческую организацию.
Брэдбери выступал с речью в Университете Сан-Диего в конце 1969 года. После этого его встретили Дорф и Альф и пригласили посетить их мероприятие. Брэдбери сразу же согласился, но запросил свой обычный гонорар, около 5000 долларов (30 000 долларов США с учетом инфляции). Конечно, таких денег у Comic-Con не было, но Дорф нашелся и сказал, что они — некоммерческая организация фанатов.
Конечно, это была ложь. Comic-Con не был некоммерческим, но на тот момент он не был никаким. О юридической стороне вопроса организаторы конвента задумались позже и тогда припомнили тот разговор. А Брэдбери? Он согласился прийти бесплатно.
Во многом успех нового мероприятия предопределило то, что оно стало объединяющим фактором. Комиксы, которые раньше продавались в основном по почте, теперь можно было найти в одном месте — там, где собрались фанаты этой тематики.
Более 300 участников забились в подвал отеля в первый год, и уже тогда там было все то, чем привлекает конвент сегодня — кроме разве что косплееров, которые появились на мероприятии лишь в 1974 году, когда состоялся первый «бал-маскарад».
Сегодня посещаемость Comic-Con в США составляет в среднем около 300 000 человек (дочерние фестивали в других странах в расчет не берем). Сан-Диего Comic-Con полностью заполняет четыре с половиной гектара конференц-центра Сан-Диего и выплескивается на городские улицы и в парки. Создатели мероприятия утверждают, что ежегодно приносят городу 150 миллионов долларов.
Вместо заключения: РИТ++
Истории разные, но из каждой можно извлечь нечто важное. Развитие IFA — рассказывает об упорстве, преемственности и важности сохранения собственного лица, несмотря на самые глобальные сложности. Угасание CeBIT говорит о невнимании к конъюнктуре. История CES как бы намекает, что лучше держаться ближе к целевой аудитории, а COMPUTEX предостерегает от фокуса на узкой тематике. E3 разом и пример того, как легко растратить все полимеры, приняв единственное неудачное решение, и доказательство того, что преданная аудитория не отвернется даже после фатальной ошибки. DEF CON — пример того, что даже люди, целиком погруженные в дебри цифровых коммуникаций, ценят живое общение, а Comic-Con учит не просто хвататься за найденную нишу, но стимулировать ее рост и развиваться вслед за ней.
И даже имея в виду все эти истории, задумывая фестиваль Российские интернет технологии, мы еще не осознавали, что наступим на каждые грабли из разложенных на пути к успеху.
Организация первой конференций была делом интересным и даже романтичным, но очень неспешным и хлопотным. И хотя первый РИТ++ после множества переносов едва не сорвался и проходил в атмосфере управляемого хаоса, фестиваль, что называется, выстрелил.
Помогло то, что создававшийся в ничем не примечательном московском баре, без опыта, связей и четкого плана действий, РИТ++ с самого начала был посвящен идее живого обмена опытом, которого всегда не хватает. Это был не столько авторский проект, сколько массовое движение, родившееся в среде молодых программистов, занимавшихся кто чем, от создания сайтов до ночных дежурств у интернет-провайдеров.
После стало легче. Мы стали профессиональнее, серьезнее и опытнее, нашли надежную площадку и тех, кому можно доверить питание, полиграфию, еще тысячу важных мелочей и получили поддержку крупных компаний. Нет, не деньги, нечто более важное — людей: экспертов, докладчиков и посетителей.
Мы поняли, что не нужно пытаться все контролировать. Достаточно установить рамки, а докладчики сами предложат темы. Лучшие программный комитет разделит на секции. И это дело тоже — лучших из экспертов. Так, в наш программный комитет долгое время входили Илья Сегалович и Владимир Габриелян.
К слову, в какой-то момент появились спонсоры, хотевшие гарантированно попасть на трибуны РИТ++, но, к их разочарованию, от конкурса при формировании программы мы не отказались, хотя тематики и меняются вслед за запросами сообщества. Зато за годы существования на РИТ++ выступи лучшие люди рунета: Павел Дуров, Игорь Сысоев, Алексей Рыбак, Олег Бартунов, Николай Самохвалов, Сергей Попов, Вадим Макеев, Андрей Яманов, Сергей Рыжиков, Максим Лапшин, Максим Дорофеев и многие другие. И что важно, эти люди возвращаются к нам и в роли посетителей, некоторые уже на протяжении 10 лет.
РИТ++ отражает происходящее в отрасли, где все сильнее углубляется специализация, и даже представители смежных областей перестают понимать друг друга. Естественный процесс, за которым последовало углубление тематик и разделение докладов на потоки. И мы понимаем, что это угроза для будущего РИТ++ как сообщества. Мы стараемся навести мосты самыми изощренными способами: от фитнеса на открытом воздухе и выдачи каждому участнику конференции набора визиток, и до вечерней «свободной программы».
Мы не просто администрируем серию докладов, но и стараемся сохранить атмосферу богатого микрособытиями, идеями и новыми контактами непринужденного общения, которой все больше недостает на больших отраслевых выставках. Пока вокруг сохраняется живое, развивающееся комьюнити, у любого отраслевого события есть будущее.
Tags:
Hubs:
+32
Comments 3
Comments Comments 3